Биография
Американский прозаик, один из ведущих представителей сатирической и
юмористической НФ США в 1950-60-х гг. Родился в Нью-Йорке, после службы в армии
окончил Нью-Йоркский университет, рано начал писать; с 1951 г. -
профессиональный писатель. Первая публикация - "Последняя проверка" (1952). В
конце 1970-х гг. несколько лет проработал редактором отдела прозы журнала "Омни",
после чего вел "кочевую" жизнь, постоянно меняя место жительства в США и Европе.
Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Ш.
короткие рассказы, в основном, написанные в 1950-е гг.
Хотя в большинстве своем творчество Шекли-рассказчика ограничено задорным,
искрометным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном "веселье"
отчетливо слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произведений, где
автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами
саморазрушения. В "Абсолютном оружии" исследователи на Марсе, польстившись на
местное сверх-оружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о
том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая
нашедших его; та же идея является центральной в "Пушке, которая не бабахает".
Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая
человеческая агрессивность, которую "моралисты" пытаются канализировать, придав
убийству форму легального контракта - "Ордер на убийство", или массового спорта
и досуга в будущем - как в одной из самых известных новелл Шекли - "Седьмая
жертва"; после экранизации рассказа Шекли опубликовал новеллизацию сценария -
"Десятая жертва", а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях:
"Первая жертва", "Охотник/Жертва" . Изящный р-з "Бесконечный Вестерн" посвящен
демифологизации, в духе фильма М.Крайтона "Мир Дикого Запада ", еще одного
кровавого американсого развлечения .
Более мягким юмором проникнуты мн. р-зы, посвященные контакту и
инопланетянам: "Не тронуто руками человека" , "Запах мысли", "Пиявка";
культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может
привести к трагедии - как это случилось в рассказе "Чудовища". Самый, вероятно,
любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его
"составными частями", образуя в совокупности исправный биомеханизм , нарисован в
рассказах - "Специалист", "Форма". Другой неиссякающий источник вдохновения
Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: "Мятеж шлюпки",
"Особый старательский", "Мой двойник - робот", "Робот Рекс" и др.;
кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью
электронного "стервятника", изображена в "Страж-птице"; проблемам криминологии
будущего посвящен также рассказ "Вор во времени" . В шутливой "Битве" Армагеддон
представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов ; в отличие
от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в "Демонах", герой р-за
"Бухгалтер" - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более
прозаической профессии "нормальных" людей . С присущим Шекли блеском и
остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: "Идеальная
женщина", "Паломничество на Землю", "Язык любви", "И люди занимаются этим?", "Вы
что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?".